Фонд распечатали на дорожку

Российская бизнес - газета, 19.11.2013

Средства ФНБ пустят на транспортные проекты

Часть средств Фонда национального благосостояния будет инвестирована в крупные инфраструктурные проекты. Такое решение было принято на совещании с участием Владимира Путина, который подтвердил, что деньги ФНБ в первую очередь пойдут на модернизацию Транссиба и БАМа, строительство Центральной кольцевой автодороги и ряд других значимых проектов. Как ранее заявлял глава Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, в следующем году на эти инфраструктурные проекты из Фонда национального благосостояния будет выделено 450 млрд рублей.

Между тем на совещании Владимир Путин отметил, что наряду с Резервным фондом Фонд национального благосостояния является "подушкой безопасности" для российской экономики, социальной сферы и всей финансовой системы. "И эта основная, базовая роль фонда, безусловно, должна быть сохранена", - сообщил президент.

По его словам, мы не можем позволить себе полностью израсходовать средства этого фонда. Напомним, что на 1 ноября этого года объем ФНБ составлял 2,845 трлн рублей. Действующее положение о фонде позволяет использовать на инвестиционные цели до 40% его средств.

Без полемики доверить деньги ФНБ было решено Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ). По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, "размещение средств ФНБ, в том числе в транспортную инфраструктуру, должно осуществляться через деятельность РФПИ, у них хорошо получается, наработан опыт, средства ФНБ будут добавляться к средствам иностранных инвесторов".

РФПИ уже подготовил солидный портфель инфраструктурных проектов, интерес к которым проявляют крупные частные структуры, в том числе иностранные, готовые вступать в эти проекты в качестве соинвесторов. К примеру, не так давно РФПИ нашел арабских инвесторов, которые согласны в партнерстве с фондом вложить около $5 млрд в инфраструктурные проекты РФ.

"Нам вместе с партнерами из Абу-Даби могут быть интересны различные проекты по строительству частных дорог, мостов, аэропортов, парковок, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства. Один из таких проектов - строительство ЦКАД, куда РФПИ вместе с соинвесторами готов вложить до 60 млрд рублей", - сообщил "РБГ" гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев.

В итоге на каждый вложенный рубль РФПИ привлекает 3,5 рубля от иностранных инвесторов. А это значит, что проекты проходят двойную экспертизу и потому вдвойне защищены от неудач, а надежность автоматически обозначает высокую доходность. РФПИ уже привлек в совместные инвестиционные фонды около 9 млрд долларов иностранного капитала. Владимир Путин считает, что это очень хороший показатель эффективности работы самого фонда.

"Полагаю, что эти средства могут стать приличным подспорьем для инвестиций ФНБ. А наличие "длинных" ресурсов, разделение рисков с частными инвесторами и квалифицированная экспертиза проектов способны обеспечить хороший эффект от вложений в российскую инфраструктуру", - отметил президент.

По мнению Кирилла Дмитриева, необходимо создавать примеры рентабельных, успешных, возвратных инфраструктурных проектов. В частности, один из успешных примеров - Западный скоростной диаметр, который есть в Питере.

Именно в инфраструктурные проекты инвесторы готовы вкладывать "длинные" деньги, и это вполне объяснимо. Эксперты подсчитали, что с 2013 по 2030 год глобальная потребность в финансировании инфраструктурных проектов превысит $57 трлн, причем почти $24 трлн необходимо инвестировать в транспортный сектор.

- Самые широкие возможности здесь лежат в области строительства автомобильных дорог, на строительство которых в ближайшие два десятилетия потребуется около $17 трлн, - рассказал "РБГ" глава РФПИ. - Правда, подобная сумма вряд ли будет найдена за это время. Объем потенциально доступного для инфраструктурных инвестиций долгосрочного капитала ведущих международных инвестиционных фондов составляет $6-10 трлн.

Тем не менее еще существуют некоторые вопросы, которые еще предстоит решить. Сегодня в законодательстве нет норм, позволяющих на принципах проектного финансирования привлекать компаниям финансовые ресурсы в долгосрочные инфраструктурные проекты, что, в частности, связано с отсутствием возможности предоставления в залог будущих денежных потоков от проекта.

Эксперты считают одной из самых успешных форм партнерства государства и бизнеса концессионные соглашения, подразумевающие вовлечение частных компаний в управление государственной собственностью или в оказание услуг, которые обычно обеспечивало государство. Сейчас эти соглашения нормально функционируют в области автодорожного строительства. Однако в том, что касается остальной инфраструктуры, они мало применимы. Главным образом это относится к контрактам жизненного цикла, участию финансовых организаций в качестве стороны концессионных соглашений и необязательности использования типового контракта. Учитывая длительные сроки реализации инфраструктурных проектов, зачастую это 10-15 лет, особенно важным является механизм государственных и бюджетных гарантий на весь срок реализации проекта.

Сейчас такие гарантии ограничены сроком бюджетного планирования - три года.

Что касается проектов, которые будут финансироваться на средства ФНБ, то, по мнению Кирилла Дмитриева, этот механизм сделает их более доходными и интересными. "При этом они надежные и социально значимые и нацелены на эффективность", - отметил он.

На средства ФНБ претендуют как минимум 11 таких проектов, отобранных РФПИ. Среди них - проект по снижению энергопотребления, энергопотерь в энергосистеме до 10%. Другой связан с проведением Интернета в небольшие города, РФПИ планирует компенсировать свои вложения в этот проект за счет универсальной услуги.