Фонд для дорог

Ведомости, 15.10.2013

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) продолжает экспансию на рынке инфраструктурных проектов: в свой портфель он хочет добавить мост через Лену

Вчера Росавтодор вскрыл конверты с заявками претендентов на один из крупнейших автодорожных тендеров - строительство и содержание моста через Лену в районе Якутска. Начальная стоимость строительства - 46,7 млрд руб. (в ценах I квартала 2013 г.), 40,2 млрд из них даст государство. Мост будет бесплатным, инвестор должен содержать его до 2027 г., а государство заплатит за это еще 16 млрд руб. На контракт нашлось три претендента (см. врез). В одном из консорциумов намерен участвовать принадлежащий Внешэкономбанку РФПИ. К заявке консорциума "Якутская мостостроительная компания" (ЯМК) приложено письмо поддержки от РФПИ, сообщил ответственный секретарь конкурсной комиссии Михаил Волобуев, перечисляя поступившие документы. Представитель РФПИ подтвердил, что фонд "рассматривает возможность участия в проекте": получит право приобрести долю ЯМК. По данным ЕГРЮЛ на 22 августа, ЯМК принадлежит ее гендиректору Александру Афанасьеву.

В документах заявки ЯМК были договоры о продаже долей. Покупатели - российская "дочка" китайской China Civil Engineering Construction Corporation (CCECC), "Стройгазконсалтинг" (крупнейший подрядчик "Газпрома") и омское НПО "Мостовик". Представитель "Стройгазконсалтинга" подтвердил участие в конкурсе, с представителями других компаний консорциума связаться не удалось. Ранее представитель "Мостовика" говорил, что компания намерена участвовать в конкурсе.

У участников консорциума есть опыт реализации масштабных проектов и интерес к развитию Дальнего Востока, объясняет представитель РФПИ. "Мостовик" спроектировал и построил вантовый мост на о. Русский к саммиту АТЭС в 2012 г. стоимостью 34 млрд руб. Это третий автодорожный проект, которым интересуется РФПИ. Фонд участвует в конкурсе на строительство участка платной трассы М11 "Москва - Санкт-Петербург". А гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев говорил ранее, что фонд вместе с соинвесторами готов выделить до 60 млрд руб. на строительство двух секций ЦКАД.

Возможно, РФПИ на таких конкурсах лучше "выносить за скобки" - он мог бы сразу предоставлять финансирование победителю, замечает консультант, близкий к одному из участников консорциума: у него не только значительные финансовые ресурсы, но и тесные связи с руководством страны, конкурировать с ним непросто. Зарезервированный капитал РФПИ - $10 млрд, указано на его сайте. Зато у РФПИ пока нет ни одного действующего российского инфраструктурного проекта, в отличие, например, от "ВТБ капитала", не согласен человек, близкий к одному из участников конкурса. Чиновники требуют от РФПИ больше доходных проектов, в сырье идти нельзя, фонд нацелился на инфраструктуру, говорит источник, близкий к РФПИ: нужно осваивать деньги, а инфраструктура - не худший выбор.

Кто хочет строить мост Первой подала заявку французская Vinci - в конкурсе участвует ее проектная "дочка" "Концессок 22", представитель Vinci от комментариев отказался. Еще один претендент - "ВТБ капитал" в консорциуме "Транспортные концессии (Саха)"; его партнеры - "Институт "Стройпроект" и "УСК МОСТ", сообщил руководитель департамента финансирования инфраструктуры "ВТБ капитала" Олег Панкратов.