Дорога для инвестиций

Ведомости, 13.08.2013


Россия нашла еще один источник средств на инфраструктурные проекты. Это фонд прямых инвестиций, созданный для привлечения инвесторов в российские компании.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) становится одним из важнейших инструментов развития инфраструктуры. Вчера гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев заявил, что фонд и его соинвесторы готовы вложить до 60 млрд руб. в строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) вокруг Москвы. Также РФПИ вместе с австралийской Macquarie рассматривают возможность участия в конкурсе на строительство и платную эксплуатацию участка новой платной трассы М11 Москва - Санкт-Петербург на входе в Санкт-Петербург (543-684-й км), рассказал "Ведомостям" Дмитриев.

60 млрд руб., которые РФПИ готов потратить на ЦКАД, сопоставимы со всеми его предыдущими проектами, вместе взятыми. Созданный в 2011 г. фонд успел привлечь $2,6 млрд инвестиций (из них $600 млн - деньги самого фонда, остальное - его соинвесторов). РФПИ был якорным инвестором во время IPO Московской биржи, инвестировал в сети клиник "Мать и дитя" и кинотеатров "Каро фильм", "Энел ОГК-5", лесную отрасль (Russian Forest Products), IT (группа Maykor). Транспортных проектов в портфеле РФПИ пока нет.

Первым может стать участок трассы М11 Москва - Санкт-Петербург, госкомпания "Автодор" собирается выбрать концессионера для этого проекта к апрелю 2014 г., заявки принимаются до сентября. Стартовая стоимость проекта - 83,1 млрд руб., 20,8 млрд из них (25%) должен вложить частник. Это уже третий участок трассы, выставленный на конкурс. На первых двух (с 15-го по 58-й км в Московской области и с 258-го по 334-й км в обход Вышнего Волочка) уже идет строительство, в обоих проектах участвует "Мостотрест" Аркадия и Игоря Ротенбергов.

Строительство ЦКАД, которая должна стать платным дублером Малого московского кольца (см. карту на стр. 04), не начиналось. Денег на целое кольцо не было, за 2017-2020 гг. "Автодор" рассчитывал построить лишь треть дороги за 234 млрд руб., 164 млрд из них - государственные. Но на Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин объявил, что ЦКАД станет одним из трех проектов, в которые будет вложено 450 млрд руб. из фонда национального благосостояния (ФНБ).

После вмешательства Путина "Автодор" придумал, как ускорить строительство ЦКАД, потратив меньше бюджетных средств.

Кольцо будет построено к осени 2018 г., а не к 2020 г., его четыре секции обойдутся в 300 млрд руб. Из бюджета потребуется 74 млрд, а не 164 млрд руб. 150 млрд из ФНБ будет вложено в ЦКАД через 28-летние инфраструктурные облигации "Автодора" с доходностью инфляция плюс 1 п. п. Погашаться они будут за счет доходов от платы за проезд по ЦКАД.

Платными будут 3/4 трассы, бесплатным останется единственный участок ЦКАД, который будет построен не с нуля, а пройдет по малому бетонному кольцу, сообщил министр транспорта Максим Соколов.

Более четверти стоимости профинансируют частные инвесторы. РФПИ и соинвесторы присматриваются к двум самым протяженным и дорогим секциям (3-й и 4-й, см. карту). Доля частных инвестиций в них будет выше средней по ЦКАД - не менее 30%. Оба проекта будут реализованы на основе концессионного соглашения с гарантированным платежом государства: частник построит трассу, будет содержать ее и собирать плату с пользователей, а государство взамен будет перечислять ему плату за его услуги.

В дорогостоящих инфраструктурных проектах с длинным сроком окупаемости участие такого государственного инвестиционного агентства, как РФПИ, особенно важно, указывает главный экономист ФК "Открытие" Владимир Тихомиров: инвесторы видят, что проекту гарантирована поддержка государства - и политическая, и финансовая. На большие объемы частного финансирования в таких проектах рассчитывать не приходится, напоминает он.