Alibaba, «Мегафон», Mail.ru и РФПИ хотят создать лидера в российской онлайн-торговле

Ведомости, 11.09.2018

Они инвестируют в совместное предприятие в России

Китайский интернет-гигант Alibaba Group, оператор связи "Мегафон", Mail.ru Group и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) договорились создать совместное предприятие в России. Об этом говорится в заявлении сторон. Цель, как сказано там, - соединить основные потребительские интернет-платформы и онлайн-коммерцию в России.

СП будет создано в том числе на базе российского бизнеса Aliexpress и Tmall. Компания будет называться Aliexpress Russia, отмечается в сообщении. Она будет развивать трансграничные и местные торговые онлайн-площадки и собственные прямые продажи.

Участники совместного предприятия (СП) вложат в него капитал и активы. РФПИ получит 13% Aliexpress Russia, "Мегафон" – 24%, продав группе Alibaba 10% в Mail.ru Group. Последняя внесет в СП принадлежащую ей площадку для покупок у китайских продавцов Pandao и деньги, получив 15% Aliexpress Russia.

Получается, у российских партнеров будет 52% СП, а у китайской стороны - остальные 48%. Сколько именно вложит каждая сторона в денежном выражении, участники сделки отказались раскрыть. По данным источника "Ведомостей", близкого к сделке, РФПИ вложит в СП до $300 млн. Представитель фонда не ответил о сумме инвестиций в СП.

Сделку предполагается закрыть в I квартале 2019 г.

Создание лидера

Как отметил гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев, Aliexpress Russia станет "неоспоримым лидером на российском рынке электронной коммерции" (цитата по сообщению компании). Уже сейчас Aliexpress – самая популярная площадка для зарубежных онлайн-покупок россиян. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, на покупки в китайских онлайн-магазинах приходится около 52% всех зарубежных покупок россиян, около 60% – покупки на AliExpress, то есть это около 116 млрд руб. в 2017 г.

Mail.ru Group запустила Pandao в конце 2017 г. – это онлайн-площадка для покупок у китайских продавцов. Компания не раскрывает финансовых показателей площадки, отмечая в годовом отчете за 2017 г., что Pandao растет "очень быстро" и "предоставляет существенные возможности в будущем". В январе 2018 г. площадка получила 1,2 млн заказов. Впрочем, пока этот бизнес не приносит существенной для группы выручки, сказано в ее финансовом отчете за первое полугодие 2018 г.

"В рамках СП планируется расширить экосистему и возможности повседневного использования сервиса за счет инвестирования в другие бизнесы совместно с Mail.ru Group, включая FoodTech (сервисы заказа еды - "Ведомости") и другие направления", –подчеркивается в сообщении.

Что получат участники сделки

Aliexpress Russia получит доступ к стомиллионной аудитории Mail.ru Group в соцсетях, мессенджерах, почте и онлайн-играх, отмечают партнеры. Среди активов Mail.ru Group – "В контакте" и "Одноклассники", многопользовательские игры Warface, Skyforge и др. В результате будет создана "единая платформа для социальной коммуникации, игр и покупок".

Кроме того, СП поможет выходу российских игроков на глобальные рынки, добавила президент B2B-направления Alibaba Group Труди Дай. "В ближайшие месяцы первым этапом может стать глобализация более сотни российских брендов – и платформой для этого выступит AliExpress", - добавила она.

Для "Мегафона" сделка укладывается в его стратегию развития цифрового мира в рамках которой компания хочет создавать новые возможности для более 76 млн своих клиентов, приводятся в сообщении слова гендиректора оператора связи Сергея Солдатенкова. Для Mail.ru Group "партнерство позволит значительно увеличить доступ к различным сегментам коммерческих предложений, в том числе от зарубежных и местных продавцов", отметил гендиректор группы Борис Добродеев.