Пулково расстанется с четвертью

Коммерсантъ, 19.04.2017

Долю в аэропорте выкупят РФПИ, арабские инвесторы и Baring Vostok

"Ъ" стали известны подробности окончательного перераспределения долей в управляющей компании аэропорта Пулково "Воздушные ворота северной столицы" в рамках сделки по продаже части контрольного пакета ВТБ. 25% минус одну акцию, как и ожидалось, выкупит Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) с ближневосточными и азиатскими соинвесторами при участии Baring Vostok Private Equity. Несмотря на заявления об интересе к активу совладельца "Новапорта" Романа Троценко, в новый состав акционеров аэропорта он пока не вошел.

Консорциум, в который входят РФПИ вместе с его ведущими ближневосточными и азиатскими соинвесторами, Baring Vostok Private Equity Fund V и связанные с ним фонды, договорился о покупке у "ВТБ Капитала" 25% акций в кипрской Thalita Trading, которой принадлежит управляющая компания аэропорта Пулково "Воздушные ворота северной столицы" (ВВСС). Об этом "Ъ" рассказали несколько источников на рынке. В результате сделки доля "ВТБ Капитала" в ВВСС снизится до 25,01%. Немецкая Fraport и катарская Qatar Investment Authority сохранят доли в 25% и 24,9% соответственно. При этом Fraport остается ведущим оператором аэропорта Пулково. Сделку должна одобрить Федеральная антимонопольная служба.

В конце марта первый зампред правления ВТБ Юрий Соловьев говорил, что сделка может быть закрыта в конце апреля. В конце февраля глава РФПИ Кирилл Дмитриев сообщал, что "общий объем консорциума составляет более $200 млн, из которых около $100 млн - средства арабских инвесторов". В РФПИ и группе ВТБ не стали комментировать сумму сделки.

Представитель РФПИ сообщил "Ъ", что консорциум присоединяется к соглашению акционеров и будет участвовать во всех корпоративных процедурах. Консорциум планирует сосредоточиться на стратегии развития аэропорта в партнерстве с другими акционерами Пулково. Аэропорт, по мнению РФПИ, обладает потенциалом роста пассажиропотока и акционерной стоимости и может стать одним из ведущих авиационных хабов. В РФПИ рассчитывают на расширение маршрутной сети Пулково за счет роста внутреннего и международного туризма, увеличения перелетов на фоне экономического роста и повышения деловой активности. Fraport остается ведущим оператором Пулково.

В пресс-службе ВТБ отметили, что "мультипликаторы трансакции соответствуют международным рыночным прецедентам для аэропортовых активов такого высокого качества и размера". Для продавца "сделка была очень успешной и прибыльной", поскольку новые инвесторы "соответствующим образом подошли к оценке актива с высокой привлекательностью". В пресс-службе заявили, что Пулково является инвестиционным проектом для группы, но ее "долгосрочная стратегия как финансового инвестора всегда подразумевала выход из этого актива через определенное время". Тем более что к Пулково периодически проявляют интерес потенциальные покупатели. Представитель группы добавил, что "кардинальное изменение стратегии развития аэропорта не предполагается", но с учетом вхождения новых участников могут быть внесены коррективы, опирающиеся на опыт РФПИ, который совместно с Changi Airports International и группой "Базовый элемент" уже инвестировал в аэропорт Владивостока.

Смена акционеров ВВСС идет с августа 2016 года. Немецкая Fraport, владевшая 35,5% ВВСС, снизила долю до 25%, из капитала холдинга вышли греческая семья Копелузос и кипрская компания Koltseva Holdings Ltd. Новым акционером становится компания F3 Holding, подконтрольная Катару, с 24,99% (подробнее см. "Ъ" от 1 сентября 2016 года). Изначально ВТБ владел в ВВСС 50%, но в рамках смены акционеров сократил ее до 49%. Параллельно сообщалось, что миноритарные инвесторы, включая РФПИ, Катар и фонды, должны были получить в ВВСС "свыше 25% до чуть менее 50%" акций. Также предполагалось, что миноритарный пакет ВВСС (порядка 10%) может получить инвесткомпания AEON Corporation Романа Троценко.

Исполнительный директор "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что Пулково перешел в фазу роста пассажиропотока и финансовых результатов. В этих обстоятельствах акционеры, вероятно, предпочтут сохранить участие в активе, рассчитывая на рост их потенциала и возможную доходность. В дальнейшем эксперт не исключил, что ВТБ может окончательно избавиться от доли как от непрофильной.