"Лента" подтвердила интерес инвесторов к российскому ритейлу

Интерфакс, 23.03.2015

Москва. 24 марта. ИНТЕРФАКС - Российский ритейл остался одним из немногих секторов, который может рассчитывать на интерес иностранных инвесторов даже в сегодняшних непростых экономических и политических реалиях. Менее чем за два месяца это утверждение получило два доказательства - сначала на примере "Магнита", потом "Ленты".

Во вторник компания провела SPO, сформировав книгу заявок по ускоренной процедуре и продав инвесторам новые GDR на $225 млн (сбор заявок начался в понедельник вечером, компания объявила о планах привлечь около $200 млн). Более половины допэмиссии выкупили инвесторы из Европы и США.

SPO "Ленты" стало второй сделкой с начала года после размещения около 1% акций "Магнита": в начале февраля основной акционер "Магнита" Сергей Галицкий продал инвесторам часть своего пакета и привлек около 9,8 млрд рублей для финансирования личных проектов.

Дисконт, который предложила "Лента", оказался не намного больше дисконта, с которым разместился "Магнит" (MOEX: MGNT) (3,4%), традиционно пользующийся высоким спросом у инвесторов за рекордные темпы роста при рекордном масштабе бизнеса.

Несмотря на высокий интерес иностранцев к SPO "Ленты" и "Магнита", о котором говорили организаторы, успеху сделок в обоих случаях способствовало государство в лице РФПИ.

ПАРАМЕТРЫ

"Лента" разместила 35,2 млн новых GDR по цене $6,4 за бумагу и привлекла $225 млн. Размещение проходило по процедуре ускоренного букбилдинга, без ценового диапазона - инвесторы подавали заявки, исходя из рыночных котировок и собственных предложений по цене. Организаторами SPO выступили Credit Suisse, JP Morgan и "ВТБ Капитал" (MOEX: VTBC).

В понедельник расписки "Ленты" в Лондоне подешевели на 2,5%, до $6,65 за бумагу. Таким образом, дисконт цены размещения к рыночной стоимости GDR составил 3,8%.

Во вторник стоимость расписок "Ленты" на Лондонской фондовой бирже выросла (более чем на 5%, до $6,99 за бумагу после 18:00 мск).

Акционерный капитал "Ленты" до размещения состоял из 86 млн 53,394 тыс. акций (пять GDR равны одной акции). TPG владел 38,5% акций, ЕБРР - 16,6%, "ВТБ Капитал" - 6,3%. В свободном обращении находилось 29,3% акций. Из инвестфондов самый большой пакет - у New World Fund под управлением Capital Group.

По итогам эмиссии количество акций в уставном капитале ритейлера вырастет до 93 млн 93,394 акций. Доля новых GDR в увеличенном капитале составит 7,6%.

После размещения установлен мораторий на продажу акций "Ленты" в течение 90 дней для Luna Inc (владеет акциями в интересах фонда TPG), ЕБРР и самого ритейлера. На "ВТБ Капитал", который в январе этого года уже продал часть своего пакета в "Ленте", lockup-период не распространяется.

"Лента" подала заявку в британский финансовый регулятор FCA (Financial Conduct Authority) на добавление новых GDR в список торгуемых бумаг, а также на Лондонскую фондовую биржу - для допуска бумаг к торгам. Компания ожидает, что торги новыми GDR начнутся 27 марта.

КТО КУПИЛ

Большую часть бумаг "Ленты", проданных в рамках SPO ритейлера, - 65% - приобрели иностранные инвесторы. Инвесторы из России купили 35%, сказала "Интерфаксу" руководитель управления рынков акционерного капитала "ВТБ Капитала" Елена Хисамова. В частности, по ее словам, 30% бумаг приобрели инвесторы из континентальной Европы, 18% - из Великобритании и 17% - из США.

Размещение "Ленты" можно считать очень удачным, учитывая текущие реалии рынка и отношение иностранных инвесторов к России, считает старший аналитик Raiffeisenbank Наталья Колупаева. "Размещение "Ленты" свидетельствует о том, что интерес к некоторым российским компаниям сохраняется, и это позитивно для рынка в целом", - сказала она.

К заявкам инвесторов из России относится и заявка Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), участвовавшего в SPO "Ленты" в качестве якорного инвестора.

Ритейлер накануне объявил, что провел переговоры с потенциальными якорными инвесторами. Значительную часть размещения может выкупить один из них или несколько, предупредила "Лента".

Во вторник РФПИ сообщил, что принял участие в SPO ритейлера и привлек ближневосточные, азиатские и западные фонды. "Это размещение значимо, поскольку демонстрирует заинтересованность иностранных инвесторов из различных регионов мира в инвестициях в лидирующую российскую компанию. В качестве акционеров были привлечены не только азиатские и ближневосточные фонды, но и ряд крупных европейских инвесторов", - приводятся в сообщении слова его гендиректора Кирилла Дмитриева.

В феврале РФПИ принял участие в сделке по продаже 1% акций "Магнита", несмотря на достаточно высокий рыночный спрос. Непосредственным инвестором выступили РФПИ и Российско-китайский инвестфонд (РКИФ, создан РФПИ и China Investment Corporation). Размер приобретенного пакета не раскрывался.

В начале февраля Lavreno Limited основателя "Магнита" Сергея Галицкого разместила 1 млн акций ритейлера по 9,823 тыс. рублей за бумагу. По итогам размещения Lavreno привлекла около 9,8 млрд рублей. Средства будут направлены на финансирование личных проектов С.Галицкого, сообщал "Магнит".

"Сделки "Ленты" и "Магнита" показали, что рынок по-прежнему открыт для качественных эмитентов из России, а успешные размещения обеих компаний добавят уверенности тем, кто сейчас, возможно, думает о привлечении акционерного капитала", - считает Елена Хисамова из "ВТБ Капитала".

По ее словам, несмотря на то, что размещения "Магнита" и "Ленты" были структурированы по-разному, бумаги обеих компаний пользовались большим спросом у инвесторов. В размещении "Ленты" значительный объем пришелся на якорных инвесторов, с которыми уже были предварительные консультации, что касается размещения "Магнита" - там книга заявок открывалась без предварительного диалога с инвесторами, добавила она.

ПЛАНЫ РИТЕЙЛЕРА

"Лента" привлекла акционерный капитал, чтобы обеспечить ускоренный рост. "Поступления от увеличения капитала усилят наш баланс и обеспечат нам дополнительную финансовую гибкость для ускорения реализации нашей программы открытия новых магазинов как в 2015 году, так и в дальнейшем", - сказал гендиректор "Ленты" Ян Дюнниг, процитированный в сообщении компании.

С учетом итогов размещения ритейлер повысил прогноз по открытию гипермаркетов в 2015 году до минимум 25 с предыдущего прогноза в 20-25 магазинов. Планы по расширению сети супермаркетов остались прежними - 10-15 магазинов.

CAPEX в 2015 году составит около 30 млрд рублей вместо 25 млрд рублей по предыдущему прогнозу. При этом капвложения могут увеличиться в течение года, исходя из рыночной конъюнктуры и наличия подходящих возможностей, сообщила компания.

В 2016 году "Лента" планирует ускорить темпы открытия новых гипермаркетов до уровня 2014 года, когда был открыт 31 магазин этого формата. Кроме того, ритейлер обещает сохранить сопоставимые или более высокие темпы экспансии в последующие годы. В 2016 году "Лента" также планирует ускорить темпы открытия новых супермаркетов.

В результате компания может превысить цель по удвоению торговых площадей за три года (об этом плане "Лента" объявила в прошлом году).

Дополнительный капитал позволит компании улучшить баланс и обеспечить большую финансовую гибкость, сообщала "Лента". "Текущая экономическая ситуация предоставляет нам шанс расти еще быстрее, поскольку наша бизнес-модель хорошо адаптирована к нуждам потребителей, испытывающих затруднения в сфере домашнего бюджета, а возможностей открытия новых магазинов более чем достаточно. Поступления от увеличения капитала усилят наш баланс и обеспечат нам дополнительную финансовую гибкость для ускорения реализации нашей программы открытия новых магазинов как в 2015 году, так и в дальнейшем", - говорил гендиректор компании Ян Дюнниг.

Ритейлер направит чистые денежные средства от увеличения уставного капитала на погашение долга операционной компании (ООО "Лента" (MOEX: LNTA)), а оставшиеся средства - на финансирование возросшего CAPEX. "Лента" также ожидает положительный эффект от SPO на чистую прибыль в расчете на акцию - благодаря корректировке процентных ставок.

Долг "Ленты" на конец 2014 года составил 71,4 млрд рублей, 84% из этого объема приходится на долгосрочные обязательства со средним сроком погашения через 2,8 года. В дополнение компания располагала 36,3 млрд рублей в неиспользованных кредитных линиях (17,3 млрд рублей из которых долгосрочные), а также свободными денежными средствами в размере 12 млрд рублей. По итогам прошлого года показатель net debt / EBITDA "Ленты" находился на уровне 2,8х (2,4х на конец 2013 года).

В тяжелых для привлечения кредитования условиях размещение "Ленты" позволит ей решить вопросы с финансированием и начать реализовывать смелые планы расширения сети, при этом сохраняя долговую нагрузку в разумных пределах, говорится в обзоре аналитиков Sberbank CIB.

УСКОРЕНИЕ РОСТА

Компания не стала корректировать прогноз роста выручки в 2015 году (34-38%), поскольку открытие дополнительных гипермаркетов произойдет ближе к концу года и отразится на продажах в 2016 году.

По итогам 2014 года "Лента" увеличила выручку на 34,5%, опередив конкурентов из числа публичных компаний ("Магнит", крупнейший в России ритейлер по объему продаж, в 2014 году увеличил выручку на 31,6%). В 2015 году рост продаж "Ленты" ускорился, а позитивная тенденция наметилась в ноябре, после того, как компании удалось адаптировать ассортимент с учетом продовольственного эмбарго и изменения потребительского спроса.

С начала 2015 года и по 10 марта выручка "Ленты" выросла до 37,4%, продажи сопоставимых магазинов - до 15,1% за счет прироста трафика на 7,7%, что стало лучшим показателем с сентября 2013 года.

Бизнес-модель дискаунтера с низкими затратами, сильные финансовые результаты и ускорение роста выручки в начале 2015 года вкупе с возможностями быстрого расширения сети гарантируют "Ленте" хороший потенциал для развития на рынке продуктового ритейла России.

"Лента" - шестой по выручке ритейлер в России. IPO "Ленты" на Лондонской фондовой бирже состоялось в конце февраля прошлого года. Акции - около 22% уставного капитала - были размещены по $10 за GDR, объем сделки составил $952 млн. Следующий торговый день ознаменовался распродажей бумаг российских компаний на фоне обострения российско-украинского конфликта. "Детский мир" (MOEX: DTMC) и российское подразделение Metro Cash & Carry, рассчитывавшие выйти на биржу вслед за "Лентой", отложили IPO на неопределенный срок.

Сеть "Ленты" объединяет 110 гипермаркетов в 61 городе и 24 супермаркета в Московском регионе. Выручка ритейлера по итогам прошлого года составила 193,9 млрд рублей, из них 188,5 млрд рублей пришлись на продажи гипермаркетов.

Между тем, по мнению некоторых участников рынка, продажи гипермаркетов (и супермаркетов) могут пострадать в кризис из-за того, что покупатели предпочитают магазины меньшего формата и стремятся экономить.

Из-за кризиса наблюдается переток покупателей из гипермаркетов в магазины "у дома", а из магазинов "у дома" - в дискаунтеры, считает гендиректор Spar Russia B.V. Сергей Локтев.

Гипермаркеты сейчас - наиболее уязвимый формат с точки зрения капиталоемкости и долгого срока окупаемости в условиях дорогого заемного финансирования, считает Наталья Колупаева из Raiffeisenbank. Возможно, ряд игроков в сегменте будут пересматривать планы по развитию, не исключает она.