Аэропорт для троих

Газета.Ru, 24.02.2015

Аэропорт Владивостока будет куплен РФПИ, сингапурской Changi и "Базэлом"

"Базовый элемент", РФПИ и сингапурская компания Changi станут новыми владельцами аэропорта Владивостока. Сумма сделки может составить около 6 млрд руб. Готовая инфраструктура, потенциал роста пассажиропотока и в целом неплохая рентабельность аэропортового бизнеса позволят консорциуму быстро отбить расходы и начать генерировать прибыль, считают эксперты.

Московский аэропорт Шереметьево (МАШ), владеющий акциями аэропорта Владивосток и построивший там перед саммитом АТЭС новый терминал, избавляется от непрофильного актива. Победителем конкурса на приобретение пакетов акций ОАО "Международный аэропорт Владивосток" и ЗАО "Терминал Владивосток" стал Cantua Investment Limited - консорциум трех компаний "Базэла", Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и одного из крупнейших мировых аэропортовых операторов сингапурской Changi.

В борьбе за привлекательный актив участвовало сразу несколько мощных игроков аэропортового бизнеса: холдинг "Аэропорты регионов", входящий в "Ренову" Виктора Вексельберга, "Новапорт" Романа Троценко и "Аэроинвест" (аффилирован с холдингом "Синдика" сенатора Арсена Канокова). Но в итоге все решили деньги. По информации "Газеты.Ru" консорциум-победитель смог предложить за актив 6 млрд руб.

Для управления аэропортом будет сформирована команда, состоящая из специалистов аэропорта Владивосток, специалистов Changi, имеющих мировой опыт управления аэропортами, а также специалистов аэропортового холдинга "Базэл Аэро".

Консорциум рассчитывает на активное развитие аэропорта в качестве основного международного хаба Дальнего Востока России с привлечением ведущих азиатских перевозчиков, отмечает представитель "Базового элемента". "Аэропорт Владивостока имеет потенциал для того, чтобы стать ключевым российским хабом транспортно-логистической сети Азиатско-Тихоокеанского региона, - говорит гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев. - Всего в часе-двух лета от Владивостока проживает более 400 млн человек".

Все условия для создания такого хаба созданы: помимо нового терминала, построенного МАШ, во владивостокском аэропорту проведена масштабная модернизация аэродрома, которая позволила ему принимать все типы воздушных судов. Ну и самое главное: в 2012 году к саммиту АТЭС в аэропорту Владивостока был введен режим открытого неба: теперь туда может летать любая авиакомпания. Подобными льготными условиями помимо аэропорта Владивостока могут похвастаться разве что аэропорты Сочи и Калининграда.

В будущем консорциум планирует открытие регулярных перевозок более чем по 15 направлениям, в том числе в Индию, Китай, Вьетнам, Индонезию, Малайзию, Сингапур. Участие Changi как известного аэропортового оператора позволит ускорить привлечение новых перевозчиков. Уже сейчас из иностранных авиакомпаний в аэропорту работают южнокорейские Korean Air и Asiana Airlines, китайская China Southern Airlines и северокорейская Air Koryo. Ну и наконец, консорциум рассчитывает на рост грузовых перевозок и в перспективе - на создание на территории аэропорта транспортно-логистических центров.

Стратегия развития аэропорта предполагает расширение терминала по мере роста пассажиропотока. Сейчас пассажиропоток аэропорта Владивосток составляет около 1,7 млн пассажиров в год. "Мы ожидаем, что следующий этап инвестиций начнется в 2020 году", - делится планами источник "Газеты.Ru" в "Базэле".

Предыдущему владельцу удалось удачно продать актив, уверены эксперты. "Избавившись от непрофильного актива, Шереметьево с лихвой вернет вложенные в строительство во Владивостоке деньги. А сокращение долговой нагрузки позволит в будущем привлекать средства на собственное развитие", - говорит глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Сделка - большая удача и для покупателя. "Это редкий случай, когда на продажу выставлялся актив, в развитие которого, по сути, не нужно вкладывать деньги. Он готов прямо сейчас начать генерировать внушительную выручку", - объясняет эксперт. Конечно, остается долговая нагрузка: на строительство нового терминала. "Шереметьево" брало кредит в ВЭБе, и выплачивать его остаток будет покупатель актива. "Но учитывая достаточно высокую доходность аэропортового бизнеса, оператор аэропорта уже через пару-тройку лет может выйти на прибыль", - резюмирует Пантелеев.