Alibabа создает с Мегафоном, Mail.ru и РФПИ СП в e-commerce на базе AliExpress и Pandao, получит долю в Mail.ru

Интерфакс, 11.09.2018

Владивосток/Москва. 11 сентября. ИНТЕРФАКС - Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Alibaba Group , ПАО "МегаФон" (MOEX: MFON) и Mail.Ru Group объявили о стратегическом партнерстве, в рамках которого будет создано совместное предприятие в области e-commerce.

В рамках партнерства будет сформировано совместное предприятие, построенное в том числе на текущем бизнесе AliExpress в России, говорится в сообщении РФПИ.

Alibaba Group сделает бизнес AliExpress в России частью нового СП, которое также будет включать в себя бизнес международной платформы электронной коммерции AliExpress и российской B2C площадки Tmall. В дальнейшем Alibaba Group будет инвестировать денежные средства и другие ресурсы в СП для поддержания его деятельности.

РФПИ станет стратегическим участником AliExpress Russia, приобретя долю в 13% путем инвестиций капитала и приобретения дополнительной доли СП у Alibaba.

"Мегафон" продаст Alibaba Group свою 10%-ную долю в Mail.Ru Group в обмен на 24% в AliExpress Russia. Mail.Ru передаст СП свой бизнес электронной коммерции Pandao, денежные средства, а также дистрибуцию в формате интеграции с продуктами Mail.Ru Group. Доля компании в AliExpress Russia составит 15%.

AliExpress и Mail.Ru заключат соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое подразумевает, помимо прочего, обмен трафиком и продуктовыми инициативами.

В рамках СП планируется расширить экосистему и возможности повседневного использования сервиса за счет инвестирования в другие бизнесы совместно с Mail.Ru Group, включая FoodTech и другие направления, сказано в сообщении.

После завершения транзакций в рамках условий по закрытию сделки и ее согласования всеми партнерами в СП, владельцами AliExpress Russia станут Alibaba Group (48%), "Мегафон" (24%), Mail.Ru Group (15%) и РФПИ (13%). Деятельность СП будет осуществляться во всех сегментах электронной коммерции, в том числе в трансграничном и локальном маркетплейсах, а также собственных прямых продажах.

Ожидается, что сделка будет закрыта в первом квартале 2019 года.

Благодаря сделке AliExpress получит доступ к стомиллионной аудитории Mail.Ru Group в соцсетях, мессенджерах, электронной почте и онлайн-играх, отмечено в сообщении.

Глава РФПИ Кирилл Дмитриев, процитированный в сообщении, высказал мнение, что СП станет лидером на российском рынке e-commerce.

"Это партнерство-важный этап в международной экспансии Alibaba: оно позволит объединить лидеров локального рынка с нашей глобальной экосистемой", - сказал в свою очередь президент Alibaba Майкл Эванс.

"Электронная коммерция идеально вписывается в нашу экосистему партнерских отношений для создания лучших в своем роде предложений в таких сферах, как финансовые услуги, медиа и других клиентских сервисов. Партнерство обеспечивает беспрецедентный доступ к российской потребительской базе, что выгодно для всех сторон", - заявил гендиректор "Мегафона" Сергей Солдатенков.

"Объединение наших экосистем позволит нам выйти на новый уровень дистрибуции благодаря сети торговых компаний, ассортименту товаров и интеграции продуктов", - отметил гендиректор Mail.Ru Group Борис Добродеев.

По словам Алишера Усманова, который является бенефициаром "Мегафона" и Mail.ru Group, партнерство с Alibaba в сегменте e-commerce "будет иметь большое значение для цифровой трансформации российской экономики". Сделка также имеет большой потенциал для укрепления российско-китайских деловых связей и предоставит российским производителям возможность выходить на новые рынки, добавил бизнесмен.

Начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС РФ Елена Заева сообщила "Интерфаксу", что ходатайство об одобрении сделки по созданию СП в антимонопольную службу не поступало. "Для того чтобы определить, необходимо ли согласовывать сделку, нам необходимо рассмотреть конкретные обстоятельства, что мы и сделаем в ближайшее время", - сказала она.

О перспективах сотрудничества с Alibaba глава РФПИ Кирилл Дмитриев рассказывал президенту Владимиру Путину на встрече в декабре прошлого года. Тогда он сообщил, что с Alibaba обсуждаются совместные инвестиции "в логистическую инфраструктуру интернета в России". В августе источники "Интерфакса" сообщили о том, что профильным российским партнером РФПИ и Alibaba может стать Mail.ru, переговоры между сторонами находятся в продвинутой стадии.

Как сообщил К.Дмитриев журналистам, РФПИ и Alibaba инвестируют "значимые суммы" в совместное предприятие. Конкретных цифр глава РФПИ не назвал, однако отметил, что речь идет о сотнях миллионов долларов.

"Крайне важно для России - данные платформы будут обрабатываться только на территории России, будут использовать российские платежные системы. Такое партнерство позволит наращивать бизнес очень мощно в России за счет синергии, но и также дать доступ российскому малому и среднему бизнесу к более 600 млн пользователей, которых Alibaba имеет по всему миру".- подчеркнул К.Дмитриев.