Alibaba, РФПИ, Mail.ru Group и "МегаФон" объявили о совместном бизнесе

РБК, 11.09.2018

На российском рынке e-commerce появится новый игрок: о планах создания совместного предприятия договорились РФПИ, Alibaba Group, Mail.ru Group и "МегаФон". Основным владельцем с 48% станет Alibaba, получив еще и 10% Mail.ru Group

Китайская Alibaba Group договорилась о создании совместного предприятия в сфере электронной коммерции с Mail.ru Group, "МегаФоном" и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Об этом было объявлено на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, передает корреспондент РБК.

О чем договорились партнеры?

Согласно заявлению сторон, совместное предприятие будет называться AliExpress Russia. Основным владельцем новой компании с 48% долей станет Alibaba Group, "МегаФон" получит 24%, Mail.Ru Group - 15%, РФПИ - 13%. Что вносят стороны и на каких условиях:

  • Alibaba Group передаст в СП свой бизнес в России - AliExpress и Tmall, а также денежные средства
  • РФПИбудет вносить денежные средства (до $300 млн) в обмен на долю в СП
  • "МегаФон" передаст Alibaba Group свои 10% акций в Mail.Ru Group в обмен на 24% акций AliExpress Russia
  • Mail.Ru Group внесет денежные средства, а также свой маркетплейс китайских товаров Pandao ​

Зачем эта сделка Alibaba Group?

"Российская экономика не в лучшем состоянии сейчас - значит, самое время выходить на рынок", - рассказывал в 2015 году в интервью РБК основатель Alibaba Group Джек Ма. Тогда, три года назад, состоялся его первый официальный визит в Россию и встреча с российским президентом Владимиром Путиным. Уже через несколько месяцев началось первое публичное обсуждение возможного сотрудничества. В частности, Ма поддержал инициативу Путина создать совместную интернет-платформу. "Мы считаем, что необходимо помочь малым и средним [российским] предприятиям развивать их деятельность, - заявлял китайский бизнесмен. - Мы надеемся принять активное участие в развитии российской инфраструктуры для электронной торговли". В рамках "активного участия" тогда же Alibaba создала специальный раздел для российских производителей на своей площадке, но уже спустя несколько месяцев проект свернули из-за небольшого спроса.

В 2017-ом в числе возможных партнеров Alibaba в России стал фигурировать Сбербанк. Но эта сделка не состоялась: российский банк спустя несколько месяцев переговоров выбрал "альтернативный китайскому сценарию" вариант и инвестировал в проект с "Яндексом. Маркетом". Как поясняли РБК источники, близкие к этой сделке, в сотрудничестве с Alibaba Group был условный "риск национальной безопасности" из-за того, что стратегический, "но все же иностранный инвестор" получил бы доступ "к крупнейшей инфраструктуре государственного банка".

В новом СП с Mail.ru Group китайского инвестора может интересовать, в первую очередь, именно "доступ к цифровым данным и аудитории", уверен один из собеседников РБК, знакомый со стратегий китайского холдинга. Для успеха маркетплейса он должен включать четыре компонента, говорит эксперт рынка электронной коммерции Алексей Петровский: финансовый институт, логистика, трафик и онлайн-витрина товара. В качестве примера "полного набора" собеседник РБК приводит СП Сбербанка и "Яндекса". "У Alibaba в России все хорошо: есть логистические решения, большая аудитория, но объективно может не хватать "цифр" о самой активной ее части, например, о тех же пользователях соцсетей", - рассуждает один из источников РБК. Ежедневная российская аудитория "ВКонтакте" только на мобильных устройствах в мае этого года равнялась, согласно измерениям Mediascope, 15,5 млн человек, на десктопах - 10,7 млн человек. У "Одноклассников" эти цифры сопоставимы: 4,1 млн и 4,8 млн человек соответственно. У других проектов Mail.Ru доля мобильных пользователей - 6 млн человек, тогда как на стационарных компьютерах и ноутбуках - 10 млн человек.

Согласно заявлению сторон СП, благодаря партнерству AliExpress Russia получит доступ к стомиллионной аудитории Mail.Ru Group в соцсетях, мессенджерах, электронной почте и онлайн-играх. "Имея доступ к этой уникальной платформе и аудитории, СП получит возможность занять значимое место в цепочке ценностей образа жизни российских потребителей, создав единую платформу для социальной коммуникации, игр и покупок", - говорится в сообщении участников сделки.

Официально, в рамках объявления о новом СП, также полностью повторилась идея 2015-го года - продвигать российские товары на внешние рынки (три года назад Ма говорил РБК: "Я мечтаю о сервисе, через который малый бизнес из России будет продавать всему миру"). Труди Дай, президент B2B-направления Alibaba Group (в него входят также AliExpress, Alibaba.com, 1688.com), после подписания соглашения отдельно подчеркнула, что "совместными усилиями компании смогут способствовать выходу российских игроков на новый уровень и глобальные рынки". "Доступ российских компаний на новые рынки - это только начало. В будущем Alibaba поможет малому и среднему бизнесу участвовать в реализации стратегии глобализации, включая упрощение системы продаж, закупок, логистики и платежей. В ближайшие месяцы первым этапом может стать глобализация более сотни российских брендов - и платформой для этого выступит AliExpress", - комментирует соглашение Труди Дай.

Что получат от партнерства Mail.ru Group и "МегаФон"?

Alibaba Group уже приносила миллиардеру Алишеру Усманову - одному из бенефициаров Mail.ru Group и "МегаФону" - "более чем 500% доходности". Такую оценку приводил сам бизнесмен, владевший до 2016 года "небольшой, но достаточно большой [для Alibaba] долей". Но из актива он все таки вышел: "Все наши инвестиции в китайские активы можно разделить на стратегические и финансовые. Мы выходим из компании на высоком уровне. Мы увеличили первоначальные инвестиции в пять-шесть раз".

Внесение Pandao в СП - фактического конкурента AliExpress - один из ключевых вопросов обсуждения между партнерами, утверждают собеседники РБК, знакомые с деталями обсуждения. Этот проект был запущен в конце 2017-го и работает по аналогичной с китайской платформой схеме. Его продвижение обошлось Mail.ru Group недешево: по итогам прошлого года, интернет-холдинг занял 24-ое место в рейтинге крупнейших рекламодателей в России (по итогам 2016-го компания занимала 127 место). Такой резкий рост расходов был связан, в том числе, с появлением Pandao.

По данным SimilarWeb, в августе 2018 года количество посетителей сайта Pandao составило 3,6 млн, "Яндекс.Маркета" - 111,8 млн, AliExpress (в России) - 188 млн. Ранее по аналогичной схеме - развитие и последующая продажа - развивалась судьба другого проекта Mail.ru Group - сервиса совместных поездок BeepCar. Запустив сервис по райдшерингу в 2017-ом, уже в августе 2018-го Mail.ru Group продала его основному конкуренту и мировому лидеру сегмента - ​BlaBlaCar. "Начиная с осени трафик BeepCar будет перенаправляться на BlaBlaCar и обеспечит Mail.Ru Group доход от рекламы", - сообщали тогда представители интернет-холдинга.

Причем тут Российский фонд прямых инвестиций?

О том, что РФПИ может стать партнером Alibaba Group глава фонда Кирилл Дмитриев заявил еще летом 2017-го года: на встрече с Владимиром Путиным он пообещал совместные "инвестиции c компанией Alibaba в логистическую инфраструктуру интернета в России". Он отмечал, что РФПИ расширяет инвестиции в технологический сектор и создал для этого структуру "РФПИ технологии". "Мы пригласили ведущих партнеров из Китая, Японии, Сингапура, Европы, Арабских Эмиратов, которые вместе с нами будут инвестировать в технологические проекты в рамках вашей инициативы по цифровой экономике", - сказал тогда Дмитриев.

Наши инвестиции [в СП] являются примером "лидерства РФПИ в цифровой трансформации России", приводятся в официальном сообщении слава Кирилл Дмитриева. "Мы надеемся, что СП станет бесспорным лидером в российской электронной коммерции", - отмечает он.

Будет ли закрыта эта сделка?

По словам двух источников РБК, близких к участникам будущего СП, "у сторон по-прежнему много вопросов для согласования - все находится в процессе обсуждения". "Есть ряд принципиальных моментов, о которых стороны пока не договорились - это и конкуренция между активами, и уровень доступа китайцев к инфраструктуре и многое другое", - отмечают собеседники РБК.

По словам Алексея Петровского, создание нового СП не может сильно повлиять на расстановку сил на рынке, по крайней мере до конца года каких-то изменений ждать не стоит. "Возможно, речь идет о переупаковке существующих активов, а не о создании новой сущности", - говорит Петровский. По его словам, пока не ясно, какую роль в этом СП будет играть РФПИ. "Не исключено, что этот альянс может быть нацелен и на экспорт отечественных товаров через каналы электронной коммерции. Однако и это направление не будет реализовано оперативно", - говорит аналитик.

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов считает, что сотрудничество российской компании в сфере электронной коммерции с Alibaba Group может быть выгодно для российского рынка. "Кросс-бордер позволяет легче вовлекать покупателя в онлайн-покупки благодаря тому, что средний чек не превышает $10. Человек, который никогда ничего не покупал в интернет-магазинах, часто не готов потратить сразу несколько тысяч (в российских магазинах средний чек составляет 3 тыс. руб). Поэтому ему проще начать с пары долларов и постепенно увеличивать эту сумму, привыкая к онлайн-покупкам. По нашим данным, в 2016 году 92% новых покупателей приходили на российский онлайн-рынок именно через кросс-бордер", - говорит Александр Иванов. Он напоминает, что последние пару лет рост количества покупателей в онлайне замедлился, поэтому новый импульс позволит оживить рынок.