В режиме теледебатов

Российская Газета, 16.06.2011
На Петербургском экономическом форуме будут обкатаны новые технологии

Одним из главных событий Петербургского экономического форума станет презентация Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Ему на питерской площадке будет посвящена специальная сессия.

Об этом, а также о том, какие еще темы вынесены на обсуждение деловой и экспертной элиты, чем собираются удивить в этом году участников дискуссий, о состоянии и перспективах инвестиционного климата в России обозревателю «РГ» рассказал директор департамента частно-государственного партнерства минэкономразвития Сергей Беляков.

В России уже существуют институты развития, при создании которых также декларировалась цель привлечения инвестиций в определенные проекты. Чем будет отличаться РФПИ, например, от Инвестфонда?

За счет средств Инвестфонда государство софинансирует в первую очередь инфраструктурные проекты, на реализацию которых не хватает средств у региона или частного инвестора.

РФПИ - это механизм, содействующий привлечению прямых иностранных инвестиций в Россию. Его задача - повысить привлекательность инвестиций за счет снижения рисков. Доходность инвестиций в российской экономике высока, но и риски высоки. Это мешает принимать инвестиционные решения в пользу нашей страны. Минимизация риска происходит за счет реализации принципа соинвестирования в проекты вместе с государством. То есть государство выступает инвестиционным партнером. Еще один важный момент: в отличие от принципов отбора проектов Инвестфонда государство не будет определять, какие проекты поддерживать и выделять на них средства, а какие - нет. Главное - интерес инвесторов и доходность от инвестирования в проект. Отбирать проекты будет инвестиционный комитет, состоящий из профессионалов в этой сфере.

Иностранные инвестиции необходимы для модернизации. Мы конкурируем за инвестиционный капитал с другими странами - и наша задача создать необходимые условия для привлечения капитала. Ведь с капиталом, как известно, приходят новые технологии и компетенции.

Но какие-то рамки для отбора, наверное, будут заданы?

Есть определенные направления, желательные для вложений средств фонда. В первую очередь следует привлекать капитал в высокотехнологичные сектора, приоритетные для развития экономики отрасли. Но это не значит, что мы не будем поощрять инвестиции в другие сектора. Например, хотя и нет задачи вкладывать средства фонда в сырьевой сектор, имея в виду разработку новых месторождений - мы будем приветствовать инвестиции в развитие новых технологий в энергетическом секторе.

Девиз форума в этом году - «Лидеры для новой эры». А о чем конкретно все-таки пойдет речь в рамках заданной повестки дня?

Программа форума состоит из трех основных блоков: мировая повестка экономического развития, российская повестка и блок дискуссий, посвященных новым технологиям.

Безусловно, одна из важнейших тем для обсуждения - обеспечение глобального экономического роста. Экономические и политические события последнего времени во многом порождают большое количество вопросов.

Мы запланировали несколько сессий, посвященных развитию Ближнего Востока и влиянию этого региона на мировую и российскую экономики.

Обсудим пути достижения энергетической безопасности. Поговорим об инфраструктуре развивающихся регионов. Все прекрасно осознают взаимозависимость финансово-экономических систем разных стран. Поэтому на форуме состоится разговор о перспективах валют стран БРИКC.

О сугубо российских проблемах на фоне таких глобальных вопросов не забудут?

Конечно, нет! Обсуждая глобальные проблемы, мы увязываем дискуссию с российской повесткой, поскольку Россия - неотъем лемая часть мировой экономики. Девиз форума - «Лидеры для новой эры», и ключевыми станут темы создания и развития творческого капитала в России и в мире.

Планируются презентации новейших российских технологий. Помимо Российского фонда прямых инвестиций, обсудим также создание Международного финансового центра в нашей стране.

Особенно в последние годы на каждом Питерском форуме опробуются какие-то новые форматы, технологии. Чем организаторы намерены удивить нас в этот раз?

В этом году ряд сессий на Форуме будет проводиться в формате теледебатов. Теледебаты позволяют сделать охват аудитории максимально широким. Так, например, к дебатам подключатся аудитории деловых каналов Блумберг и СиЭнБиСи, которые выступают партнерами проведения сессий.

Практически на каждом подобном мероприятии так или иначе затрагивается вопрос инвестиционного климата. Но он, мягко говоря, оставляет желать лучшего...

Но именно это заставляет всех нас критично относиться к себе и к тому положению, в котором находится страна.

Я уже упоминал, что мы конкурируем за инвестиции и хотим создать для них наиболее привлекательные условия. При этом инвесторы, уже работающие в России, гораздо более оптимистично оценивают состояние делового климата по сравнению с теми, кто пока только присматривается к нашей стране. Работающие в России компании формируют свое мнение не на основании публикаций в СМИ, а исходя из собственного опыта - и опыт у них в значительной степени позитивный. Посмотрите, ни одна компания, если это только не было вызвано сменой ее политики, не ушла из России даже во время кризиса. Это говорит о том, что текущая ситуация на российском рынке лучше, чем ее часто пытаются представить.

Проблемы есть всегда - у любых инвесторов и во всех странах. Вопрос в том, каков их масштаб и насколько быстро государство справляется с их решением. План по улучшению инвестклимата уже реализуется. Конечно, большинство мер имеют отложенный эффект, но некоторые наши действия уже привели к конкретным позитивным результатам.

И что из намеченного уже сделано?

Приняты изменения в законодательство по миграционной политике, упрощены процедуры таможенного администрирования, облегчены процедуры согласования при запуске строительных проектов, многое сделано в плане налоговой политики. Частично позитивный эффект от принятых новаций бизнес ощущает на практике уже сейчас, частично - ощутит позже, когда будут приняты соответствующие подзаконные нормативные акты. Но мы собираемся двигаться дальше - в вопросах снижения административных барьеров, упрощения строительных процедур, налогового администрирования.

В прошлом году был введен институт инвестиционного омбудсмена. В рамках этой деятельности мы рассмотрели 71 обращений инвесторов. Из них по 50 есть принятые решения, 21 обращение находятся в работе. Сейчас этот опыт мы переносим в соответствии с поручением президента на региональный уровень, где из числа заместителей полпредов в федеральных округах назначаются свои полномочные представители по рассмотрению обращений инвесторов.

Но есть мнение, что такой подход является механизмом ручного управления в экономике. А системные проблемы все равно не решает...

Главный эффект, который она дает, - это то, что деятельность по индивидуальному рассмотрению обращений отдельных компаний на самом деле приводит к системным изменениям. Например, если мы сталкиваемся с проблемой, описанной в отдельном обращении инвестора в каком-то регионе, то второе и третье обращения по схожей тематике рассматриваются гораздо быстрее. Правда, есть и другие примеры. Есть регионы, где мы уже рассмотрели несколько проблем, а местные чиновники как воспринимали инвесторов (как российских, так и иностранных) как источник доходов, так и воспринимают. Навязывают желательных партнеров, часто аффилированных с местными властями и т.д.

Когда мы понимаем, что та или иная проблема вызвана несовершенством действующих правил, возникает необходимость для инициирования внесения изменений в законодательство, подзаконные акты. В результате эффект от индивидуальной работы с инвесторами важен не только для отдельных компаний, решения частных вопросов. Эта деятельность позитивно воспринимается бизнесом.

Что действительно тревожит, так это уровень коррупции. Но и здесь работа по рассмотрению отдельных заявлений позволяет выявлять такие факты и устранять их причины.

А кто и как будет оценивать деятельность региональных инвестиционных омбудсменов?

Безусловно, главная оценка - это оценка бизнеса и граждан. Естественно, омбудсмены будут отчитываться перед непосредственным руководителем - полномочным представителем президента. Чем меньше жалоб поступает в результате такой деятельности, тем лучше. Это будет означать, что в регионе обеспечена такая организация работы, которая исключает необходимость привлечения специального уполномоченного.

Нам показалось правильным сместить акцент в сторону регионов, где многое зависит как раз от позиции местных властей.

Есть планы поощрять дополнительным финансированием регионы, активные в привлечении инвестиций, в том числе и потому, что запуск новых проектов, возможно, предполагает и расходы регионального бюджета, возникновение дефицита на определенном этапе. Менее активные регионы, напротив, будут побуждаться к привлечению инвестиций разными методами вплоть до наказания безынициативных чиновников. Речь идет и об иностранных инвестициях, и о создании благоприятных условий для бизнеса. Поэтому в качестве критерия мы выделяем и объем прямых привлеченных инвестиций, и количество рабочих мест.

Беседовала Елена Кукол

 Досье

Беляков Сергей Юрьевич родился 26 июня 1973 года в Москве.

В 1998 г. окончил Академию Федеральной службы безопасности Российской Федерации по специальности «Юриспруденция».

В 1993-1999 гг. - слушатель Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации, служба в Вооруженных силах Российской Федерации.

С 2001 по 2002 г. - советник Генеральной дирекции Международного фонда экономических и социальных реформ «Реформа».

В 2002-2008 гг. - главный специалист Департамента внешних связей ООО «Компания «Базовый Элемент», советник заместителя Генерального директора ООО «Компания «Базовый элемент», советник Управления по взаимодействию с государственными и общественными организациями.

В 2005-2008 гг. - помощник президента РСПП, заместитель директора Департамента (по совместительству).

В 2008-2009 гг. - советник Министра экономического развития Российской Федерации.

С июля 2009 г. - директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Министерства экономического развития Российской Федерации.

Женат, имеет двоих детей.

ДОСЛОВНО

Владимир Путин, председатель правительства РФ:

- Необходимо серьезно усилить работу по привлечению иностранных инвестиций в нашу экономику. Это задача и для федеральных, и для региональных властей. И в ближайшее время нужно выйти на докризисный уровень - 60-70 млрд долларов прямых иностранных инвестиций в год, а затем, конечно, и дальше наращивать эти усилия и повышать планку.

важно

В правительстве намерены ежегодно составлять публичный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов: сколько создано рабочих мест, запущено новых производств, привлечено инвестиций. Эти объективные цифры должны стать одним из ключевых критериев оценки деятельности губернаторов. Причем такие же критерии оценки, возможно, будут введены и на муниципальном уровне

тем временем

На фоне общего падения в прошлом году объема прямых иностранных инвестиций в мировую экономику приток капитала в Россию снизился на 41%. В результате доля прямых иностранных инвестиций в нашей стране в 2010 году составила 3,6%

оценка

По данным минэкономразвития, текущий уровень инвестиций к ВВП составляет около 20%. Для того чтобы выполнять все поставленные задачи, уровень инвестиций, по оценке министерства, должен приближаться к 30% от ВВП

кстати

В рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия опустилась на две ступеньки вниз и занимает 120-е место из 183 стран. Наши ближайшие партнеры (Беларусь и Казахстан) занимают 58-е и 63-е места в этом рейтинге